Назад
Вперёд
Группа в контакте
F.A.Q.
О журнале
Главная
Контакты
Карта сайта
Главная

05.07.10

Цифровые 3D технологии

Это великая надежда будущего кинематографа, пришедшая из прошлого.

Кристофер Гудвин

Ранее в этом году ежегодный съезд американских кинематографистов ShoWest в Лас-Вегасе объединил четырех титанов киноиндустрии. Великолепная четверка, которую составили Джордж Лукас, режиссёр «Звездных Войн», Джеймс Камерон, режиссер «Титаника», Роберт Земекис, режиссер фильмов «Назад в Будущее» и «Форрест Гамп», и Роберт Родригес, режиссер фильмов «Город грехов» и «Однажды в Мексике», собралась, чтобы обсудить технологию, которая, как многие полагают, умерла еще во времена, когда русские отправили в космос собак: 3D.

Провозглашенную этими режиссерами, окрещенными таблоидом киноиндустрии Variety «фантастической четверкой цифрового кинематографа», веру в возрожденную технологию позже разделил Джеффри Катценберг, глава корпорации DreamWorks Animation. Катценберг заявил, что в будущем все фильмы, снятые в его студии, в том числе и долгожданный первый 3D блокбастер «Монстры против Чужих», будут созданы и выпущены в 3D формате. Киномагнат также пророчит, что к 2009 году «значительное количество всех предлагаемых для широкого просмотра фильмов будет сниматься и демонстрироваться в этом формате». Фильм «Монстры против Чужих» выйдет на экран в мае 2009 года. Это важная дата в трехмерном календаре, поскольку на это же время планируется релиз научно-фантастического приключенческого фильма «Аватар», бюджет которого составит 200 миллионов долларов – первого полнометражного фильма Камерона, снятого режиссером после «Титаника», ставшего самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа и собравшего 11 «Оскаров» десять лет назад. По словам Камерона, просмотр фильмов в трехмерной проекции оставляет «невероятно мощное впечатление», и Голливуд должен снимать «больше цифровых трехмерных картин для возвращения людей в кинотеатры и борьбы с видеопиратством».

«С каждым днём совершенствуются системы домашних кинотеатров, так зачем людям ходить в кинотеатры?» – спрашивает Джон Ландау, партнер Камерона по киноцеху. – 3D – один из способов заставить людей толпами посещать кинозалы. Проще говоря, если кто-то по сюжету находится на смертном одре, а это очень сокровенный момент, то будет гораздо лучше преодолеть плоскость экрана и включить публику в сопереживание, сняв сцену в трёхмерном формате».

К настоящему времени еще два всемирно известных киномагната – Стивен Спилберг, режиссер «Инопланетянина» и «Списка Шиндлера», и Питер Джексон, режиссер трилогии «Властелин Колец» – объявили об объединении сил в развитии 3D технологий. Они перенесут на экран в 3D формате сразу три комикса Эрге о Тинтине. Чтобы убедить Спилберга в том, что новая технология будет работать, в новозеландской цифровой студии Джексона создали двадцатиминутный ролик, который, видимо, произвел впечатление на маститого режиссера.

«Персонажи Эрге ожили на экране, выражая эмоции и состояния души, что выходит далеко за рамки того, что может предложить компьютерная анимация на данный момент», – говорит Спилберг. – «Мы хотим, чтобы приключения Тинтина были настолько реальны, насколько это возможно для игрового кино, но в то же время и у Питера, и у меня сложилось впечатление, что съёмка в формате обычного фильма не выразит ни должного характера персонажей, ни мира, созданного Эрге».

Используя при создании фильмов трёхмерные цифровые технологии, кинорежиссёры надеются сохранить облик персонажей в соответствии с оригинальными иллюстрациями и избежать того, чтобы они выглядели мультяшными. «Мы добиваемся того, чтобы они были фотореалистичными, от волокон на их одежде, пор на коже, до каждого волоска», – поясняет Джексон. – «Они выглядят в точности как настоящие люди, но настоящие люди Эрге».

Хотя в последние годы было снято несколько фильмов с использованием новой технологии, в том числе «Дом-монстр», «Кошмар перед Рождеством», «Цыпленок Цыпа» и «В гости к Робинсонам», первым из трёхмерных фильмов нового поколения, имеющим шанс на головокружительный успех, будет снятая Робертом Земекисом анимационная эпопея «Беовульф», которая выйдет на мировой экран в середине ноября. Некоторые другие крупнобюджетные трёхмерные картины, находящиеся сейчас в работе, также выйдут в свет до конца 2009 года, в том числе и художественный фильм-римейк знаменитого «Путешествия к центру Земли».

Но даже к концу этого года в мире будет лишь около 1000 кинотеатров с трёхмерными экранами, и лишь несколько из них – в Великобритании. К 2009 году в мире ожидается переход 5000 экранов на трёхмерное изображение, большая часть в США и несколько сотен в Великобритании. Их установка обойдется недёшево: монтаж цифровых проекторов и специальное покрытие для экрана может стоить до $100000.

Первые трёхмерные картины появились в 1920-е годы, но только в 1950-х киноиндустрия на недолгий срок обратилась к 3D технологиям в поисках спасения. Голливуд отчаянно пытался найти что-то, что могло бы помочь в борьбе с телевидением, которое овладело половиной его аудитории менее чем за десять лет. Но картины, созданные в трёхмерном формате, хитами не стали. Это и приключенческие фильмы, такие как «Дьявол Бвана» (1952), первая цветная трёхмерная картина о львах-людоедах, атакующих строителей восточноафриканской железной дороги, и фильмы ужасов, например, «Дом восковых фигур» (1953) с Винсентом Прайсом в главной роли; а также научно-фантастический фильм «Оно явилось из космоса» (1953).

Кроме того, к 3D технологиям обращались и некоторые серьёзные кинорежиссёры, такие как Альфред Хичкок, который всегда искал интересные технические решения. Он использовал их в фильме «В случае убийства набирайте М» (1954). В фильме применялась технология съемки с нижней точки, а также методики размещения между аудиторией и персонажами ламп и других предметов для подчеркивания интенсивной глубины трёхмерного поля. В этой картине 3D технологии использованы, наверное, наиболее эффективным образом, например, в самой известной сцене, когда Грейс Келли отчаянно отшатывается назад – назад в сторону зрителей, пытаясь схватить лежащие слишком далеко ножницы, защищаясь от своего предполагаемого убийцы.

Позднее 3D технологии пытались несколько раз возродить, причем наиболее значимое из таких возрождений пришлось на начало 1980-х годов, когда были сняты такие фильмы ужасов, как «Амитивилль» и «Пятница 13», третья часть. Энди Уорхол экспериментировал с 3D технологиями при работе над фильмом «Плоть для Франкенштейна», снятом Полом Моррисси. Кроме того, свет увидели несколько 3D порнофильмов, часть из которых, например, «Стюардессы», были относительно успешными.

Тем не менее, 3D технологии всегда воспринимались всего лишь как хитроумная диковинка, и поэтому не совершенствовались. Основная проблема при их использовании заключалась в том, что при одновременном проецировании двух копий фильма часто не удавалось добиться их синхронности, и это приводило к невозможности полноценного просмотра. Кроме того, от неудобных хлипких красно-зеленых картонных очков для просмотра 3D изображения у зрителей уставали и болели глаза.

Новая цифровая 3D технология представляет собой нечто другое. Изображение снимается практически по-старому (две камеры направлены на одну и ту же сцену), но проецируется оно по-другому. Старая технология заключалась в одновременном проецировании двух фильмов разными проекторами так, чтобы через очки каждый глаз мог видеть свой набор движущихся изображений. Стереоскопические картинки сливаются в мозгу, преображаясь в трёхмерные фигуры.

Цифровая технология, разработанная Real D, ведущей компанией, стоящей у истоков 3D революции, объединяет два фильма так, что их можно показывать одним проектором. Этот проектор переключается между образами для левого глаза к образам для правого так быстро (144 раз в секунду), что мозг не может заметить этого переключения. Новые поляризационные очки больше похожи на обычные солнечные. Спилберг даже патентует сейчас 3D систему на базе плазменных панелей, при использовании которой людям вовсе не придется надевать очки

Так что, неужели наконец настало время 3D технологий? Самые крупные игроки Голливуда убеждены в успехе, даже рискуя собственной репутацией во имя технологии, которую однажды сравнивали с хитроумным Smell-O-Vision. Как говорит Джеффри Катценберг: «Полагаю, что 3D – это единственная величайшая возможность развития киноиндустрии с момента наступления эпохи цветного кино».

Информационный источник: http://www.kino-proekt.ru/publications/3d.htm

Необходимо зарегистрироваться